Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕТРИЦОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
56, С. 241-243 опубликовано: 26 апреля 2024г.


ПЕТРИЦОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Петрицонская икона Божией Матери. XI в. (Петрицонский (Бачковский) мон-рь)
Петрицонская икона Божией Матери. XI в. (Петрицонский (Бачковский) мон-рь)

Петрицонская икона Божией Матери. XI в. (Петрицонский (Бачковский) мон-рь)

[Болг. Петрицонска икона Божией Матери] (Петричская, Бачковская), чудотворная, древнейшая из икон Пресв. Богородицы на территории Болгарии; находится в Петрицонском монастыре (Бачковском), в к-рый, по преданию, была вложена в XI в. основателем мон-ря, Григорием Пакурианом (Бакурианисдзе). П. и. (размер 90×58 см) хранится в специальном киоте-проскинитарии, к-рый находится к югу от входа в наос кафоликона; она закрыта окладом, состоящим из неск. частей, выполненных в разное время. Живописный слой на иконе сильно потемнел; видны только лики, детали слаборазличимы. В 2016 г. оклад был снят и проведена частичная расчистка иконы с целью достичь первоначального слоя живописи. До снятия оклада древний извод иконы был известен по старым фотографиям. Богоматерь представлена в типе Елеусы (Умиление, Милостивая) или, точнее, Гликофилусы (Сладкое лобзание, Ласкающая): Она держит Младенца на левой руке так, что Ее ладонь служит Ему опорой наподобие престола, правая касается Его стоп; а Он обращен к Матери всем телом и, прижавшись к Ней щекой, обнимает Ее левой ручкой, правая не видна. По композиции икона близка (зеркально) к таким визант. произведениям, как чудотворная Владимирская икона Божией Матери (1-я треть XII в., ГТГ).

Вероятно, П. и. принадлежит к числу тех икон, покрытых пластинами золота, о к-рых упоминает Григорий Пакуриан в Типиконе, составленном им при основании Петрицонской обители в 1083 г. От первоначального оклада сохранилась только часть пластины на краю мафория, обрамляющего лик. Рука Младенца и руки Богородицы не прописаны, т. к. изначально предполагалось их покрытие окладом. По сторонам лика Богородицы (на 2 вертикальных пластинах) читается надпись: «Υ ΒΛΑ(?)ΧΕ(?)Ρ(?)ΝΗ(?)Ω(?)ΤΗ(?)CΑ». Этот эпитет указывает на связь П. и. с Влахернским храмом в К-поле. Предположение о связи П. и. с чудотворной иконой из Влахернского храма находит подтверждение в близкой иконографии обеих икон, а также во времени создания П. и., которое совпадает с развивающимся почитанием Влахернской иконы (напр., на это указывает изображение «Влахернитиссы» на визант. иконе с 5 образами Пресв. Богородицы, нач. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). По мнению И. Герговой, возможно, именно об этой иконе упоминает Михаил Атталиат, когда сообщает, что имп. Роман Диоген во время похода в Армению нес икону-палладий (Гергова. 2012. С. 118); известно, что Пакуриан принимал активное участие в военных действиях Византии против сельджуков в этом регионе (см. подробнее: Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 14-19). Вероятно, Григорий Пакуриан для основанной им обители заказал копию чудотворной Влахернской иконы. Возможно, почитание этой к-польской святыни было семейным: одна из родственниц военачальника - Кали Пакуриан пожертвовала список с Влахернской иконы в серебряном окладе в афонский Иверский мон-рь (Гергова. 2012. С. 118).

В 1311 г. по заказу братьев, уроженцев южногруз. исторической обл. Тао, Афанасия «модзгвари» (т. е. наставника семинарии Петрицонского монастыря) и Окропира Эгнатишвили был создан новый, чеканный, сребропозлащенный оклад, части к-рого в настоящее время покрывают верхнее и правое поля иконы, нимбы и фон (сведения о вкладе приведены в длинной надписи на груз. языке, расположенной в нижней части фона). Фон в верхних частях покрыт традиционным для груз. торевтики растительным орнаментом. В ктиторской надписи указаны расходы (125 перперов) и перечислены венценосцы - визант. имп. Андроник II (1282-1328) и его соправители - сын Михаил IX (1294-1320) и внук Андроник III Палеологи, цари Зап. Грузии Константин I (1293-1327) и его соправитель Димитрий (по др. источникам неизв.) Багратиони. Несмотря на груз. происхождение дарителей, стиль и технологические особенности изготовления оклада свидетельствуют о том, что он был выполнен в духе визант. традиции, скорее всего на Балканах, о чем говорит и упоминание в дарственной надписи перперов (визант. золотые монеты).

В сер. XVII в. икона уцелела во время случившегося в мон-ре сильного пожара и была принесена в К-поль на реставрацию, частично затронувшую и оклад. В 1819 г. оклад дополнен серебряными орнаментированными нимбами и пластиной, покрывавшей одежды и открытые части тел Богородицы и Младенца, подаренными Петко Хаджидимитровым. Мастер-златарь изменил первоначальную иконографию: Младенец не обнимает Мать, видна правая, благословляющая рука, а левая положена на Ее длань. Гергова считает, что оклад 1819 г. воспроизводит иконографический тип т. н. Богородицы Римской (Лиддской), получивший широкое распространение в ХVII в. на гравюрах и в печатных книгах, где он интерпретируется как копия образа, созданного ап. Лукой (Там же. 2012. С. 120). Согласно историческим свидетельствам, в нач. ХVIII в. икона почиталась в монастыре и окрестностях как творение ап. Луки. На гравюре 1807 г. впервые нашли отражение обряды, связанные с почитанием иконы: на ней представлено литийное шествие от мон-ря к местности Клувия, где, согласно легендам, она была явлена. По преданию, трижды чудесным образом она возвращалась, пока не была поставлена близ входа в церковь. Версии легенды об «обретении» иконы всегда связаны с водой - на месте, где она была найдена (т. н. Аязмо, от греч. ῾Αγιάσμα), струилась сладкая вода.

Сведений о том, что П. и. с самого начала почиталась как чудотворная, не сохранилось, хотя эпитет «Влахернитисса» на иконе свидетельствует о ее связи с чудотворным к-польским образом. В Новое время были записаны многочисленные чудеса от П. и., 2 из них связаны с османским завоеванием Болгарии, остальные свидетельствуют о помощи Пресв. Богородицы в личных молитвах (о спасении Божией Матерью ребенка, упавшего со скалы в Клувии; о младенце, там же выпавшем из рук матери и оставшемся невредимым; об исцелении глухонемого ребенка после того, как он вместе с бабушкой провел ночь перед иконой; об исцелении немой женщины, выпившей воды из Аязмо; об исцелениях от трав, собранных в Клувии, и проч.). Литийное шествие с чудотворной иконой Божией Матери ежегодно совершается во 2-й день после Пасхи.

Лит.: Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греческой иконописи. СПб., 1911. Ил. 314; Станимиров С. Чудотворната икона «Св. Богородица Петричка» // Бачковскиятъ мон-ръ. София, 1939. С. 153; Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тб., 1959. С. 625-626; Шанидзе А. Соч. Тб., 1986. Т. 9: Груз. мон-рь в Болгарии и его типик. С. 338-346; Παναγιωτίδη Μ. Η Εικόνα της Παναγίας Γλυκοφιλούσας στο μοναστήρι του Πετριζού (Bačkovo) στη Βουλαρία // Ευφροσύνον. Αθήνα, 1992. Τ. 2. Σ. 459-469; Маринова Г. Литийните шествия в Асеновград. Асеновград, 1998. С. 23-26; Георгиева А. Вярата в разкази: (По мат-ли от Бачково и Бачковския ман-р) // Български фолклор. София, 2000. № 2. С. 15-25; Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000: С. 128. Ил. 69; Bakalova E. The Earliest Surviving Icons from Bulgaria // Perceptions of Byzantium and its Neighbors: (843-1261). N. Y., 2000. Р. 118-135; eadem. La vénération des icônes miraculeuses eu Bulgarie: Aspect historiques et contemporains d`un pilgrimage // Ethnologie française. P., 2001. Vol. 31. N 2. P. 261-274; она же (Бакалова Е.). В търсене на чудото: Поклонничество при чудотворни икони: Ист. аспекти и съвременни практики // Л. Прашков: Реставратор и изкуствовед. София, 2006. С. 40-55; Вушева М. Чудотворната икона на Св. Богородица Гликофилуса от Бачковския ман-р // Студентски изследвания. София, 2005. [Т.] 2: Изкуствознание и културология. С. 75-92; Гергова И. Още веднъж за Бачковската чудотворна икона // Паметници, реставрация, музеи. София, 2006. Кн. 4/5. С. 57-60; она же. Чудесата на Пресв. Богородица в културата на Българското възраждане. София, 2012. С. 117-136; Геров Г. Икона на Св. Богородица Влахернска от Несебър // И. Акрабова-Жандова: In memoriam. София, 2009. С. 287-297; Миљковић Б. Чудотворна икона у Византиѣи. Београд, 2017. С. 138-139; Паскалева К. Към историята на Бачковския манастир: (Предв. бележки) // ГСУ, ЦСВП. 2017. Т. 18. С. 199-218.
Б. Пенкова
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Иконопись) Иконы чудотворные Петрицонская икона Божией Матери (Петричская, Бачковская), чудотворная, древнейшая из икон Пресв. Богородицы на территории Болгарии; находится в Петрицонском монастыре
См.также:
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЛБАЗИНСКАЯ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в.
АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 2 июля
АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 15 авг.
БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня)
БАХЧИСАРАЙСКАЯ [МАРИУПОЛЬСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 15 авг.)
БЕРДИЧЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ