[Болг. Петрицонска икона Божией Матери] (Петричская, Бачковская), чудотворная, древнейшая из икон Пресв. Богородицы на территории Болгарии; находится в Петрицонском монастыре (Бачковском), в к-рый, по преданию, была вложена в XI в. основателем мон-ря, Григорием Пакурианом (Бакурианисдзе). П. и. (размер 90×58 см) хранится в специальном киоте-проскинитарии, к-рый находится к югу от входа в наос кафоликона; она закрыта окладом, состоящим из неск. частей, выполненных в разное время. Живописный слой на иконе сильно потемнел; видны только лики, детали слаборазличимы. В 2016 г. оклад был снят и проведена частичная расчистка иконы с целью достичь первоначального слоя живописи. До снятия оклада древний извод иконы был известен по старым фотографиям. Богоматерь представлена в типе Елеусы (Умиление, Милостивая) или, точнее, Гликофилусы (Сладкое лобзание, Ласкающая): Она держит Младенца на левой руке так, что Ее ладонь служит Ему опорой наподобие престола, правая касается Его стоп; а Он обращен к Матери всем телом и, прижавшись к Ней щекой, обнимает Ее левой ручкой, правая не видна. По композиции икона близка (зеркально) к таким визант. произведениям, как чудотворная Владимирская икона Божией Матери (1-я треть XII в., ГТГ).
Вероятно, П. и. принадлежит к числу тех икон, покрытых пластинами золота, о к-рых упоминает Григорий Пакуриан в Типиконе, составленном им при основании Петрицонской обители в 1083 г. От первоначального оклада сохранилась только часть пластины на краю мафория, обрамляющего лик. Рука Младенца и руки Богородицы не прописаны, т. к. изначально предполагалось их покрытие окладом. По сторонам лика Богородицы (на 2 вертикальных пластинах) читается надпись: «Υ ΒΛΑ(?)ΧΕ(?)Ρ(?)ΝΗ(?)Ω(?)ΤΗ(?)CΑ». Этот эпитет указывает на связь П. и. с Влахернским храмом в К-поле. Предположение о связи П. и. с чудотворной иконой из Влахернского храма находит подтверждение в близкой иконографии обеих икон, а также во времени создания П. и., которое совпадает с развивающимся почитанием Влахернской иконы (напр., на это указывает изображение «Влахернитиссы» на визант. иконе с 5 образами Пресв. Богородицы, нач. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). По мнению И. Герговой, возможно, именно об этой иконе упоминает Михаил Атталиат, когда сообщает, что имп. Роман Диоген во время похода в Армению нес икону-палладий (Гергова. 2012. С. 118); известно, что Пакуриан принимал активное участие в военных действиях Византии против сельджуков в этом регионе (см. подробнее: Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 14-19). Вероятно, Григорий Пакуриан для основанной им обители заказал копию чудотворной Влахернской иконы. Возможно, почитание этой к-польской святыни было семейным: одна из родственниц военачальника - Кали Пакуриан пожертвовала список с Влахернской иконы в серебряном окладе в афонский Иверский мон-рь (Гергова. 2012. С. 118).
В 1311 г. по заказу братьев, уроженцев южногруз. исторической обл. Тао, Афанасия «модзгвари» (т. е. наставника семинарии Петрицонского монастыря) и Окропира Эгнатишвили был создан новый, чеканный, сребропозлащенный оклад, части к-рого в настоящее время покрывают верхнее и правое поля иконы, нимбы и фон (сведения о вкладе приведены в длинной надписи на груз. языке, расположенной в нижней части фона). Фон в верхних частях покрыт традиционным для груз. торевтики растительным орнаментом. В ктиторской надписи указаны расходы (125 перперов) и перечислены венценосцы - визант. имп. Андроник II (1282-1328) и его соправители - сын Михаил IX (1294-1320) и внук Андроник III Палеологи, цари Зап. Грузии Константин I (1293-1327) и его соправитель Димитрий (по др. источникам неизв.) Багратиони. Несмотря на груз. происхождение дарителей, стиль и технологические особенности изготовления оклада свидетельствуют о том, что он был выполнен в духе визант. традиции, скорее всего на Балканах, о чем говорит и упоминание в дарственной надписи перперов (визант. золотые монеты).
В сер. XVII в. икона уцелела во время случившегося в мон-ре сильного пожара и была принесена в К-поль на реставрацию, частично затронувшую и оклад. В 1819 г. оклад дополнен серебряными орнаментированными нимбами и пластиной, покрывавшей одежды и открытые части тел Богородицы и Младенца, подаренными Петко Хаджидимитровым. Мастер-златарь изменил первоначальную иконографию: Младенец не обнимает Мать, видна правая, благословляющая рука, а левая положена на Ее длань. Гергова считает, что оклад 1819 г. воспроизводит иконографический тип т. н. Богородицы Римской (Лиддской), получивший широкое распространение в ХVII в. на гравюрах и в печатных книгах, где он интерпретируется как копия образа, созданного ап. Лукой (Там же. 2012. С. 120). Согласно историческим свидетельствам, в нач. ХVIII в. икона почиталась в монастыре и окрестностях как творение ап. Луки. На гравюре 1807 г. впервые нашли отражение обряды, связанные с почитанием иконы: на ней представлено литийное шествие от мон-ря к местности Клувия, где, согласно легендам, она была явлена. По преданию, трижды чудесным образом она возвращалась, пока не была поставлена близ входа в церковь. Версии легенды об «обретении» иконы всегда связаны с водой - на месте, где она была найдена (т. н. Аязмо, от греч. ῾Αγιάσμα), струилась сладкая вода.
Сведений о том, что П. и. с самого начала почиталась как чудотворная, не сохранилось, хотя эпитет «Влахернитисса» на иконе свидетельствует о ее связи с чудотворным к-польским образом. В Новое время были записаны многочисленные чудеса от П. и., 2 из них связаны с османским завоеванием Болгарии, остальные свидетельствуют о помощи Пресв. Богородицы в личных молитвах (о спасении Божией Матерью ребенка, упавшего со скалы в Клувии; о младенце, там же выпавшем из рук матери и оставшемся невредимым; об исцелении глухонемого ребенка после того, как он вместе с бабушкой провел ночь перед иконой; об исцелении немой женщины, выпившей воды из Аязмо; об исцелениях от трав, собранных в Клувии, и проч.). Литийное шествие с чудотворной иконой Божией Матери ежегодно совершается во 2-й день после Пасхи.